ДВИГАТЕЛЬ ШУМИТ
Все двигатели должны шуметь. Но в то же время ни один из оттенков шумов не должен выделяться. Чаще всего «нездоровый» шум издают подшипники и ремни. Бывает, что шумит насос гидроусилителя в руле, и в абсолютном большинстве случаев из-за того, что в нем мало масла. Чтобы определить причину шума, надо по одному ремню снимать и сравнивать шум «до» и «после». Сначала снять ремни гидроусилителя – завести и послушать, потом – ремень насоса кондиционера (его нелишне вообще снять, не тропики же у нас) и опять послушать, причем порядок снятия ремней может быть любой, удобный для вас. Впрочем, можно попробовать из спринцовки поочередно полить все ремни, и если в шуме виноват именно тот ремень, на рабочую поверхность которого попадает вода, то шум исчезнет или изменится. Если все ремни сняты, а двигатель по-прежнему шумит (со снятым ремнем водяного охлаждения двигатель 1 – 2 минуты может работать без последствий), то значит, шумят подшипники в роликах, по которым «бегает» зубчатый ремень газораспределения. Если им (подшипникам) поменять смазку, шум, скорее всего, прекратится. Но бывает, что смазка уже не помогает, надо менять подшипник. Из практики следует, что первыми начинают шуметь подшипники водяного насоса, генератора, обводного ролика, натяжного ролика. Потом уже другие. Но, конечно, это все зависит от того, насколько сильно натянуты ремни. Чем сильнее натянут ремень, тем сильнее зашумит (а потом развалится) подшипник чего-нибудь, что приводится во вращение этим ремнем. Когда ремни сняты, можно пальцами покрутить любой ролик (или вал, если речь идет, например, о генераторе). Проделывая это, внимательно прислушайтесь. Если при вращении вы ощущаете ритмичный рокот роликов, которые перекатываются внутри подшипника, то этому подшипнику надо немедленно менять смазку. Если при вращении вы ощутите хотя бы одно заедание или рокот шариков неритмичный – надо менять подшипник, потому что у него (это видно на «беговых» дорожках, по которым катятся шарики) уже начала выкрашиваться поверхность и от этого никуда не денешься. Любой японский подшипник можно заменить на отечественный, но последний (даже новый) может сразу шуметь, поскольку шарики в отечественных подшипниках, грубо говоря, «квадратные» (попробуйте на асфальте потолкать свой японский автомобиль, а потом проделайте то же с «Жигулями» соседа. Разница будет ощутимая, даже если у вас рамный «Crown»). Хотя, говорят, есть заводы, которые делают очень хорошие подшипники. Если у подшипника есть какой-нибудь ощутимый люфт (покачайте валик, который в него запрессован, или наружную обойму относительно внутренней), то также ищите новый. В старый подшипник можно заложить новую смазку и поездить немного, но только в том случае, если он стоит где-нибудь в генераторе или в насосе кондиционера. Если же он установлен, например, в натяжном ролике зубчатого ремня газораспределения на дизельном двигателе, то не рискуйте, прикиньте, во что вам обойдется ремонт, когда подшипник с люфтом развалится или заклинит. Часто случается, что начинают «попискивать» приводные ремни (например, генератора). Не бросайтесь сразу же натягивать этот ремень. Может быть, он «попискивает» из-за того, что подклинивает какой-нибудь «полуубитый» подшипник или этот ремень просто состарился: резина на нем задубела, вот он и проскальзывает. Подтянуть-то ремень можно, но сразу возрастет нагрузка на подшипник (генератора), что не добавит ему долголетия. Кстати, в продаже есть импортное средство, специально для резиновых ремней, использование которого частично возвращает старому ремню первоначальные свойства. Но тут, к сожалению, есть возможность «пролететь». Когда вы покупаете какой-нибудь спиртной напиток в красивой бутылке с красивой этикеткой, а затем, едва попробовав, выясняете, что это подделка – это полбеды, не так уж много он стоил, да и не пили, а только попробовали. Хуже обстоит дело с различными препаратами для мотора, присадками, модификаторами: стоят гораздо дороже, да и на вкус их не попробуешь. Они просто созданы для того, чтобы их подделывать. И не только в России. Вот и заполнены прилавки красивыми импортными упаковками, в которых неизвестно что.
Нанесенный на маленькую упаковку штрих-код позволит надеяться, что в банке действительно фирменное масло. Про большую это не скажешь, а надпись «Super» только еще больше настораживает.
В бензиновых двигателях причиной нездорового шума, особенно при холодном двигателе, является трамблер и его привод. В этом случае трамблер надо просто снять и, заметив положение бегунка, разобрать и почистить. Потом, предварительно смазав, установить его обратно так, чтобы бегунок «смотрел» туда же, куда «смотрел» и до снятия.